«кора головного мозга». У человека она получила существенное развитие. Мы её называем ассоциативной корой. Что это значит? Это означает, что она ассоциирует, т.е. устанавливает связи между мозговыми структурами сиюминутного реагирования и теми, которые хранят предыдущий опыт. Эти связи позволяют сделать следы опыта относительно независимыми от первоначальных условий, при которых данные следы возникли, т.е. осуществлять процесс мышления.
То, что в действительности называют личностью человека, строится на хламе оценочных суждений – предрассудков, которые он волочит за собой, которые по мере его старения костенеют всё больше и больше, и всё реже и реже подвергаются сомнению. И когда из этого здания выпадает хоть один камень, рушится всё здание. И тогда обнажается то, что пряталось за стенами здания – страх.
Бессознательное – это очень опасный механизм. И оно опасно не из-за своего скрытого содержания, оно опасно как раз той своей частью, которая разрешена, а иногда даже поощряется обществом. Той частью, которую общество закладывает в мозг индивида с момента его рождения путём воспитания. Мы до сих пор не отдаём себе отчёта в том, что именно это и есть бессознательное
Когда человек не может разрядить свою агрессивность через других, он может разрядить её только через самого себя и, причём, двояко: он может направить свою агрессивность, скажем, на собственный желудок, провоцируя язву, на своё сердце или сосуды, вызывая повышенное артериальное давление, а зачастую доводит дело до весьма серьёзных последствий, даже инфаркта, до кровоизлияния в мозг или аллергии, или астмы. Но он может направить свою агрессивность против самого себя и более эффективным образом - он может покончить с собой. Когда нельзя быть агрессивным по отношению к другим, можно посредством самоубийства быть агрессивным по отношению к себе.
С самого раннего возраста маленького человечка постоянно обучают. Обучают, как он должен себя вести, чтобы впоследствии он был счастливым в обществе. Его учат не пачкать в штанишки, а мочиться в горшочек, а потом его учат, как не нарушать стабильность и существование той общности людей, к которой он принадлежит.
Врождённых инстинктов собственности и доминирования не существует. Существует лишь усвоенное индивидуумом в процессе развития стремление сохранить в своём распоряжении необходимые ему предмет или существо, которыми в той же мере стремится обладать и другой индивидуум. Из своего опыта человек знает, что для того, чтобы в этом соперничестве добиться успеха, он должен доминировать.