Чему и как учить войска. 1)Войска должно учить в мирное время только тому, что им придется делать в военное; всякое отступление от этой нормы вредно, 2)Учить солдат боевому делу должно в такой последовательности, чтобы они из самого хода обучения видели цель всякого отдела образования. 3)Учить преимущественно примером
По Драгомирову, офицер-начальник каждого ранга должен удовлетворять следующим условиям: 1)общее знание теории военного дела и, в частности, подробное знание теории и техники, относящейся к тому роду войск, в котором служит; 2)преданность Государю и родине до самоотвержения, дисциплина, вера в нерушимость (святость) приказания, храбрость, решимость безропотно переносить все тягости службы, чувство взаимной выручки; 3)способность ориентироваться в окружающей обстановке; 4)решимость принимать на себя ответственность за свои действия и распоряжения в тех случаях, когда обстоятельства не позволяют ожидать распоряжения свыше; 5)частный почин; 6)привычка представлять себе цель каждого действия; 7)уверенность в необходимости служить делу, а не лицам, общей, а не собственной пользе.
Условия, необходимые для обучения. 1)обращать постоянное внимание, чтобы в занятиях с солдатом не терять ни минуты даром, но даже и на какие-либо упражнения, прямо не отвечающие его назначению; 2)расстаться с верою в силу писанных инструкция, не поддержанных личным указанием и настоянием; 3)подумать о том, чтобы методы преподавания были соображены с характером предметов и свойствами нашего рекрута
Два основных раздела обучения. 1)развитие в человеке зачатков долга, самоотвержения и самообладания, вложенных в него природою; 2)передачу ему разных материальных навыков, делающих его более способным к защите и к нанесению вреда врагу. Первому отделу приличествует название воспитание, второму - образование солдата
Что требуется от солдата в бою. 1)Чувство долга, доведенное до самоотвержения, или готовность пожертвовать собою для выручки товарищей, неустрашимость, беспрекословное повиновение воле начальника во всем, касающемся службы. 2)Способность выносить тягости и лишения военного времени безропотно и без быстрого истощения сил. 3)Искусное действие своим оружием. 4)Уменье согласовать свои движения и действия с товарищами. 5)Ловкость в преодолении встречаемых на местности преград и уменье пользоваться ими для собственного укрытия от осмотра и выстрелов неприятеля, не лишаясь однакож возможности его видеть и стрелять по нем. Первые два пункта определяют воспитание солдата; последние три - его образование
Курс солдатского воспитания представляют уставы службы внутренней и гарнизонной. Они должны быть усвоены более основательно и, разумеется, более в их сущности, чем в обрядовой стороне. Значение внутренней службы. Внутренняя служба относится к гарнизонной, как общевоспитательная подготовка - к применению усвоенного воспитанием в данном случае. Стоя в карауле, солдат не только учится служить, но и впервые действительно служит. В отношении к ним все прочие уставы имеют не более как характер учебных инструкций, прохождение которых, по нужде не только может быть ограничено, но иногда даже и совершенно пропущено