Он может называться Бог, Космос, Природа, Эволюция, Естественный отбор, так далее и так прочее - физический смысл роли не играет. Принципиально же важно то, что этот Творец подразумевается высшей, безгрешной и всевластной сакральной сущностью. Ну а раз Он всемогущ и всевластен, то и поведенческие особенности, Им сотворённые, полагаются непреодолимыми. И кстати поэтому люди так не любят соглашаться с тем, что многие отрицательные поведенческие особенности человека - есть часть его природы, ведь это бросает тень на Творца, а бросание тени на Него - есть вопиющее нарушение иерархической субординации!
Считается, что если ребёнок плохо успевал в этом году по математике, то этот дефицит можно исправить дополнительными и усердными занятиями в следующем году. Но всякое предположение о том, что неуспеваемость ребёнка по математике возможно имеет генетическое происхождение, вероятно будет встречено с чувством, близким к отчаянию: если это в генах, то - "это прописано", это "детерминировано", и с этим ничего с этим не поделать; может быть даже стоит оставить попытки преподавать математику детям. Это вздор, сравнимый по пагубности с астрологией.
А что вообще имеется в виду под словами - нечто одно детерминирует что-то другое? Философы, возможно оправданно, - нагнетают тяжёлую обстановку вокруг концепции причинной обусловленности ... На обычном уровне мы никогда не можем доказать, что некий наблюдаемый случай C вызвал конкретный результат R, хотя их взаимосвязь может быть оценена как высоко вероятная.
Нам нужно только доказать, что существует непрерывный ряд маленьких шагов, ведущих от насекомого, скажем - самца жука-оленя, до млекопитающего, скажем - оленя. Я имею в виду, что начиная с жука, мы могли бы составить такую последовательность гипотетических животных, близких к предыдущему члену последовательности как к родному брату, которая достигла бы высшей точки в самце королевского оленя.