В традиционном и всяком более раннем искусстве правильная интерпретация произведения достигалась привычкой, то есть так или иначе требовала некоторого времени на установление договоренности. Далее существуют два пути: использование старых, уже действующих схем интерпретации, - пусть и в канве экзотизма, - или же создание новых. Очевидно, во втором случае произведение является скорее лишь иллюстрацией, чем значительно теряет в своей ценности.
Личность актера с некоторых пор понимается превратно. Изначально он, по-видимому, был лишь своеобразной эманацией художника: персонализированной, вспомогательной формой интерпретации, призванной возбуждать эстетическое настроение и обращать внимание; он призывался там, где были необходимы живые, звучащие слова, - но не от самого творца, а от части творения. - Далее же становится заметной перемена в сторону возрастания его самостоятельности вплоть до перерастания художественных произведений в своеобразные этюды для виртуозных исполнителей. - Есть театр, но нет искусства.